Обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей посредством эффективного управления распределительным сетевым комплексом невозможно без решения системных проблем отрасли, таких как:
Отмена в ходе реформирования электроэнергетики обязательного лицензирования деятельности по передаче электрической энергии и отсутствие критериев, в соответствии с которыми юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут иметь статус сетевой организации, возможность заявителя выбирать выполнение мероприятий по технологическому присоединению либо их части, отсутствие ограничения по классу напряжения на присоединение заявителем энергоустановок привели к существенному увеличению количества территориальных распределительных электросетевых организаций и росту суммарного котлового тарифа для потребителей их услуг.
Стратегией развития электросетевого комплекса РФ предусмотрено снижение количества ТСО на 50 % к 2017 году. В Правительство РФ внесен проект постановления по «моносетям», а также разрабатывается проект постановления по обязательным требованиям к ТСО (критерии ТСО).
Большую часть дебиторской задолженности Компании на конец 2013 года составляет задолженность за услуги по передаче электроэнергии.
В 2013 году увеличились неплатежи сбытовых компаний в адрес сетевых организаций и поставщиков электрической энергии. В связи с этим в Компании наблюдается рост просроченной дебиторской задолженности. Работа по взысканию просроченной задолженности ведется на основании Регламента работы с дебиторской задолженностью за услуги по передаче электрической энергии, числящейся на балансе ОАО «МРСК Северо-Запада», путем ежеквартального составления плана-графика мероприятий и проведения запланированных мероприятий. Основными мероприятиями по взысканию просроченной задолженности являются: подача исковых заявлений в суд, заключение договоров реструктуризации долга и проведение зачетов встречных однородных требований.
В 2013 году были внесены изменения в законодательство, касающиеся решения проблемы «последней мили».
Федеральным законом от 06.11.2013 №
С 2014 года введен дополнительный уровень напряжения ВН1, на который переведены потребители, находящиеся на «последней миле». На данном уровне напряжения расчеты между потребителями и сетевыми компаниями будут осуществляться по отдельно устанавливаемому тарифу, начиная с 2014 года и до окончания установленных федеральным законом сроков действия договоров «последней мили»: ставка за услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям ЕНЭС + ставка перекрестного субсидирования.
Указанным федеральным законом были утверждены ставки «перекрестного субсидирования»:
Утвержденная ставка «перекрестного субсидирования» применяется в расчетах с потребителями по уровню напряжения ВН1 в 2014 году. Далее, до окончания сроков действия договоров «последней мили», ставка перекрестного субсидирования равномерно снижается каждый год. К 01.07.2017 тарифы на услуги по передаче электроэнергии (мощности) на уровне напряжения ВН1 выравниваются с тарифами на услуги по передаче электроэнергии (мощности) по сетям ЕНЭС.
В целях компенсации выпадающих доходов сетевых компаний законодательством предусматривается дополнительный рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии (мощности) на 7 % с 01.01.2014 в утвержденном перечне регионов.
В Вологодской области и Республике Карелия регулирующие органы воспользовались предоставленным правом дополнительного роста тарифов в полном объеме.
В перспективе на федеральном уровне прорабатываются дополнительные механизмы компенсации выпадающих доходов сетевых компаний от прекращения действия договоров «последней мили» к 01.07.2017.
24.09.2013 Минэкономразвития РФ выпустило Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период
2012 | 2013 | Прогноз | |||
---|---|---|---|---|---|
отчет | оценка | 2014 | 2015 | 2016 | |
электрическая энергия | |||||
Рост цен (цен оптового рынка и регулируемых тарифов) для всех потребителей | 98,7Расчет по данным отчетов Росстата о ежемесячной динамике цен. 101Данные ФСТ России. |
|
107,3 | 105,9 | 106,2 |
Рост цен (цен оптового рынка и регулируемых тарифов) для потребителей, исключая население | 98,3Расчет по данным отчетов Росстата о ежемесячной динамике цен. 101Данные ФСТ России. |
|
107,2 | 106,3 | 106,7 |
Рост цен на электроэнергию на оптовом рынке | 108,5Данные ФСТ России. | |
108,5 | 108,3 | 108,5 |
Рост регулируемых тарифов для сетевых организаций | 102,6 | 109 | 104,5 | 102,5 | 104,8 |
Индексация с июля | 10 % | 0 % | 4,8 % | 4,9 % | |
Рост регулируемых тарифов для населения | 103Расчет по данным отчетов Росстата о ежемесячной динамике цен. 102,9Данные ФСТ России. |
|
108,1 | 103,7 | 103,4 |
Индексация с июляВ пределах социальной нормы с 2014 года. | 6 % | |
4,2 % | 3,3 % | 3,4 % |
По сравнению с 2009 годом объем количества поданных заявок на технологическое присоединение увеличился более чем в два раза. Основной причиной столь резкого роста послужило внесение изменений в Правила технологического присоединения. Изменения привели к значительному росту количества поданных заявок на технологическое присоединение энергоустановок «льготных» заявителей максимальной мощностью до 15 кВт включительно: в 2009 году количество таких заявок составило 11 395 шт., в 2013 году — 30 513 шт. Рост по сравнению с 2009 годом более чем в 2,5 раза.
При осуществлении технологического присоединения Компания сталкивается со следующими проблемами:
Только около 30 % от всех заявителей, которые были присоединены к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» в 2013 году, осуществляют потребление электрической энергии на постоянной основе. Оставшаяся часть заявителей осуществляет потребление сезонно, при этом большая часть потребителей осуществляет потребление электрической энергии менее 50 % от присоединенной мощности.
В настоящее время сложилась ситуация, когда денежные средства, запланированные в инвестиционной программе на реконструкцию объектов, проведение ремонтных работ, строительство и т. д., сетевая организация вынуждена тратить на технологическое присоединение энергоустановок заявителей, относящихся к «льготной» группе заявителей.
Сложившаяся ситуация является следствием того, что выпадающие доходы, возникающие при осуществлении технологического присоединения энергоустановок заявителей, относящихся к «льготной» группе, уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов не в полной мере включаются в тариф на передачу электрической энергии.
Резкий рост количества заявителей, относящихся «льготной» группе, увеличивает объем выпадающих доходов, что в свою очередь несет большую нагрузку на тариф по передаче электрической энергии.
Электросетевой комплекс Северо-Запада характеризуется следующими особенностями:
Установленное на объектах Компании электротехническое оборудование, работающее в непрерывном технологическом цикле, в большинстве своем произведено в 60–70-е годы прошлого века и не отвечает современным требованиям надежности и экономичности работы, требует неоправданно высоких эксплуатационных затрат, ежегодно увеличивающихся с ростом срока службы оборудования. Применяемые ранее проектные решения построения схем электрических сетей не отвечают современным требованиям надежности, а в сочетании с высоким уровнем физического износа оборудования и территориальными особенностями электросетевого комплекса Северо-Запада обуславливают низкую устойчивость электрических сетей к воздействию стихийных природных явлений и являются объективным препятствием к повышению эффективности ликвидации возникающих аварийных ситуаций.
В
В 2013 году более 77 % от общего объема инвестиций было направлено на ТПиР сетевого комплекса. В ближайшей перспективе ОАО «МРСК Северо-Запада» продолжит инвестировать средства в повышение надежности электроснабжения потребителей, снижение износа основных фондов, создание условий для подключения новых мощностей и развития регионов.